PayPal: онлайн-шопинг и электронные платежи в России вышли за границы мегаполисов

Недавнее исследование PayPal и Data Insight, подготовленное к российскому интернет-форуму, выявило ряд интересных фактов об онлайн-поведении россиян, проживающих в небольших населенных пунктах. В частности, в малых городах доля онлайн-покупателей среди пользователей Интернета не меньше, чем в остальной России, а темпы роста аудитории e-commerce намного выше среднего.

Специально к открытию Российского интернет-форума PayPal и Data Insight представили отчет о проникновении электронной коммерции и цифровых платежей за пределы больших городов. Исследование показало, что c точки зрения адаптации интернет-технологий жизнь в малых городах активизируется. Так, по итогам 2014 года 40% новых интернет-пользователей в стране – это люди из малых городов, поселков и сельских населенных пунктов.

Данное исследование развеяло множество популярных мифов о жизни в провинции. В частности, было опровергнуто представление о том, что жители небольших городов предпочитают пользоваться исключительно наличными и не имеют опыта совершения покупок с помощью мобильных устройств.

Исследование подтвердило, что банковские услуги уже прочно вошли в жизнь россиян (у 88% опрошенных пользователей Интернета из малых городов есть банковские карты, часто их несколько, и выпущены они разными банками). При этом, согласно полученным результатам, жители небольших российских городов имеют ограниченный доступ к традиционным банковским услугам:

  • у каждого пятого опрошенного нет банкомата своего банка в шаговой доступности (менее 1 км);
  • у каждого десятого респондента расстояние до ближайшего банкомата своего банка составляет более 10 км.

Тем не менее проживающие в таких населенных пунктах посещают банковские офисы примерно с той же частотой, что и в мегаполисах, – как минимум дважды в месяц (и примерно 6 раз в месяц пользуются банкоматами).

Сложности с офлайн-доступом к традиционным финансовым инструментам побуждают жителей небольших городов к использованию новых способов оплаты товаров и услуг. Многие россияне активно интересуются электронными платежами и возможностями мобильных финансовых решений:

  • каждый четвертый опрошенный хотя бы раз покупал билет на самолет или поезд через Интернет;
  • 58% нынешних пользователей онлайн-платежей впервые опробовали данный сервис в последние три года;
  • 40% опрошенных пользователей смартфонов установили на гаджеты приложения своих банков.

В 2015 году доля онлайн-шопинга и электронных платежей продолжает расти. 41% активных интернет-пользователей из небольших городов планировали в ближайшие 12 месяцев начать покупать товары через Интернет или делать это чаще, чем раньше, а 49% собирались начать использовать или использовать чаще онлайн-решения для оплаты товаров и услуг.

В России мы наблюдаем почти уникальную ситуацию – здесь продавца и покупателя могут разделять многие тысячи километров. Данные нашего исследования показывают, что жители даже самого небольшого российского города постепенно привыкают к возможности платить онлайн где угодно и когда угодно. Как мы видим, обычно человек начинает с онлайн-пополнения счета мобильного телефона или оплаты Интернета, «Одноклассников», коммунальных услуг, затем билетов на поезд или одежды. Потом выясняется, что в Сети выбор намного больше, чем в любых местных магазинах, – и в России появляется еще один активный онлайн-покупатель. Это стало очень серьезным трендом, который только укрепляется за счет доступности простых, быстрых и безопасных способов оплаты в Сети.

Владимир Малюгин, председатель правления PayPal Россия