ПРОГРАММА 2.0

Киберсоциализация человека


Секция на голосовании


Голосов
КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА (от англ. Cyber- – в настоящий момент, cвязанный с компьютерными технологиями и, в особенности, со всемирной глобальной сетью Интернет, префикс, который используют, ссылаясь на различные электронные и/или сетевые ресурсы, информацию, объекты, события, когда идёт разговор о компьютерной технике + англ. Socialization – социализация) – социализация личности в киберпространстве – процесс качественных изменений структуры самосознания личности и мотивационно-потребностной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа и интернет- технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности.

Организаторы

Плешаков Владимир

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

Доклады

Плешаков Владимир

ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет"

КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА: HOMO SAPIENS стал HOMO CYBERUS'OM ?!.
КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА:
HOMO SAPIENS СТАЛ HOMO CYBERUS'OM ?!.
В.А. Плешаков, к.п.н., доцент,
профессор кафедры социальной педагогики и психологии
факультета педагогики и психологии МПГУ,
главный редактор информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus» (http://www.homocyberus.ru)

Ноосфера стремится стать одной замкнутой системой, где каждый элемент в отдельности видит, чувствует, желает, страдает так же, как все другие, и одновременно с ними.
Пьер Тейяр де Шарден
Жизнедеятельность и взаимодействие с другими людьми и миром в целом осуществляется человеком XXI века параллельно в двух социализирующих средах: классической объективной (материальной) реальности и инновационной альтернативной реальности киберпространства (киберреальности), обе из которых потенциально и реально влияют на становление и трансформацию субъективной (явления психики) реальности [6].
Киберпространство в XXI веке представляет собой некое созданное и постоянно дополняющееся человечеством сетевое информационное воплощение ноосферы, обретающее относительные характеристики инновационной «параллельной реальности» – киберреальности [3; С. 28].
На рубеже XX-XXI веков началась ЭПОХА КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА – жизнедеятельности личности в киберпространстве [4; 5].
Киберсоциализация человека [2] — социализация личности в киберпространстве — процесс качественных изменений структуры самосознания личности и потребностно-мотивационной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, электронных, цифровых, компьютерных и интернет-технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности.
Основными векторами киберсоциализации человека стали новые опосредованные виды деятельности личности в Сети:
1.    Коммуникация в киберпространстве (киберкоммуникация) представляет собой деятельность по установлению и развитию контактов между людьми посредством киберпространства. Включает в себя: обмен информацией, взаимное её смысловое и экспрессивное восприятие, попытки влияния друг на друга. Основные опасности киберкоммуникации:
•    троллинг – размещение в киберпространстве интернет-среды (чаще всего на форумах, в дискуссионных группах, на страницах интернет-дневников и т.п.) провокационных сообщений и/или комментариев с целью вызвать «спор ради спора», создать конфликтную ситуацию между участниками, спровоцировать взаимные оскорбления и т.п. Такого интернет-хулигана, занимающегося троллингом, называют «троллем», что совпадает с названием враждебного человеку мифологического существа. Троллинг является настоящим социальным феноменом: ведь «троллями не рождаются, троллями становятся» в результате развития девиантного поведения в процессе воспитания, совершенствования навыков агрессивной и провокационной киберкоммуникации.
•    кибербуллинг – использование возможностей и свойств киберкоммуникации, чтобы запугать человека, как правило, сообщениями угрожающего содержания или размещением неправдивой, а также компрометирующей информации о нем. Корни кибербуллинга кроются в распространенном поведении маленьких детей и подростков, которые часто дразнят и обзывают друг друга с целью притеснения.
•    киберхарассмент – сетевое домогательство в виде прямых или косвенных оскорблений и угроз, недоброжелательных замечаний, грубых шуток или инсинуаций, нежелательных электронных писем или звонков на сотовой (мобильный) телефон, показ оскорбительных или унизительных фотографий, видео и т.п.
2.    Досуг в киберпространстве – деятельность во время, свободное от работы, учебы и домашних обязанностей, используемое для отдыха, восстановления, расслабления, хобби, игры и других культурных занятий, которое человек проводит в киберпространстве. Основной опасностью досуга в киберпространстве является кибераддикция (зависимость от киберпространства) как вид нехимической зависимости; психическое расстройство, проявляющееся в навязчивом желании человека погрузиться в среду, созданную посредством электронных, компьютерных, цифровых, интернет-технологий и средств сотовой (мобильной) связи.
3.    Познание в киберпространстве представляет собой деятельность в процессе приобщения к знаниям человечества, хранящимся в киберпространстве, необходимым человеку для понимания опыта жизнедеятельности и взаимодействия с миром, с другими людьми и с самим собой. Основной опасностью познания в киберпространстве становится потребление спама (дословно – практически бесполезной информации), а также усвоение недостоверной, порою негативной для психики и опасной для личности информации из Сети.
4.    Работа в киберпространстве – деятельность, осуществляемая человеком в киберпространстве, в процессе которой он, используя орудия труда, воздействует на киберреальность, меняя и используя её в целях создания продуктов труда, необходимых для удовлетворения своих потребностей в условиях реальной жизнедеятельности и в киберпространстве.
Основной опасностью работы в киберпространстве является относительная ненормированность труда, поскольку человек нередко вынужден, стремясь быстро добиться успеха, трудиться чуть ли не по формуле «24x7» (двадцать четыре часа умножить на семь дней в неделю), пренебрегая правилами гигиены труда, что наносит непоправимый вред его психофизическому здоровью (накапливается усталость, начинают болеть глаза, портится осанка и мн. др.), в результате чего развиваются соответствующие заболевания.
Фактически, человек XXI века, как «витязь на распутье», оказывается перед выбором одного из трех глобальных возможных сценариев жизнедеятельности:
•    намеренно отказаться от использования современных технологий, т.е. быть киберстерильным. Данный сценарий зачастую актуализирует у человека роль «изгоя» современного динамичного общества, «помешанного» на технологиях. Хотя возможен разумный медиаскетизм («цифровое воздержание») как образ жизни, характеризующийся пониманием работы средств электронной коммуникации, которому свойственны некие волевые решения человека по осознанному ограничению качества и количества используемых им современных технологий в контексте жизнедеятельности.
•    стать гиперактивным и круглосуточным потребителем многочисленных и разнофункциональных современных технологий. Из-за чего человек становится неразумным «скопидомом-рабом» технологий. На практике это, фактически, приводит к киберзависимости, поскольку в случае неограниченного и зачастую бесконтрольного использования технологий, они «подчиняют» себе человека: его время, разум, действия и т.д.
•    или встать на путь безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации, т.е. разумного применения современных технологий в контексте жизнедеятельности. Этот путь имеет далеко неоднозначное значение для современного человеческого общества. Этот путь требует специального профессионального внимания к развитию, воспитанию и обучению человека XXI века на основе киберонтологической концепции развития личности и жизнедеятельности современного человека.
Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности современного человека призвана обосновывать потенциал конструктивного использования социализирующих, обучающих и воспитательных возможностей ИКТ, компьютерных, интернет- и цифровых технологий, исходя из социокультурных, психовозрастных, гендерных, этноконфессиональных, личностных и индивидуальных особенностей человека [6; С. 18].
В результате использования передовых информационных и коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых и интернет-технологий порождается необходимость в более высоком уровне грамотности, соответствующем запросам информационного общества, формируется вполне конкретная задача повышения культуры киберсоциализации современного человека любого возраста. Новый уровень информационной грамотности требует модернизации процессов работы с информацией, создания принципиально новых технологий приобретения знаний, новых психолого-педагогических подходов к открытию, преподаванию и усвоению знаний. Они должны обеспечивать сбережение здоровья, способствовать активизации интеллекта учащихся, формированию творческих и умственных способностей, развитию целостного мировоззрения и самосознания личности, позволяющего ей занять прочное положение в информационном обществе. Таким образом, ошибочно было бы думать, что применение новых технологий автоматически повысит качество образования само по себе. Для эффективного использования их возможностей специалистам в сфере образования необходимо развивать, исследовать и активно применять знания киберпсихологии и киберпедагогики [1]. Всегда нужно помнить, что, несмотря на все многообразие источников информации и образовательных технологий, призванных трансформировать информацию в знания, существует только один путь превращения знаний в образование: это превращение совершается в сознании человека. При этом необходимо учитывать чрезвычайно интенсивное взаимодействие человека с киберпространством. Реалии нашей жизни в информационном обществе таковы, что именно в результате этого взаимодействия рождается и развивается личность человека XXI века. Это позволяет нам утверждать, что нет двух одинаковых образований, что каждое образование, возникающее в результате такого взаимодействия, отличается тем же своеобразием, что и отдельная личность, поскольку каждый человек уникален.

Список литературы
1.    Воинова О. И., Плешаков В. А. Киберонтологический подход в образовании. Монография / Под ред. В. А. Плешакова. – Норильск: Норильский индустр. ин-т, 2012. – 244 с.
2.    Плешаков В. А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности // Проблемы педагогического образования. Сб. науч. ст.: Вып. 21. / Под ред. В. А. Сластенина, Е. А. Левановой. – М.: МПГУ-МОСПИ, 2005. – С. 48-49.
3.    Плешаков В. А. Интеграция, киберсоциализация и социальное воспитание: студент и преподаватель в информационном пространстве // Педагогическое образование и наука. 2010. – № 1. – С. 27-31.
4.    Плешаков В. А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен // Преподаватель XXI век. – 2009. – № 3. – Т. 1. – С. 32-39.
5.    Плешаков В. А. Киберсоциализация человека: oт Homo Sapiens’a до Homo Cyberus’a: Монография. – М.: МПГУ, «Прометей», 2012. – 212 с.
6.    Плешаков В. А. Теория киберсоциализации человека: монография / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., профессора А. В. Мудрика. – М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. – 400 с.

Читайте, смотрите и присоединяйтесь к КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ человека в и на:
1. Информационно-просветительском интернет-портале «Homo Cyberus» (http://www.homocyberus.ru)
2. Научной электронной библиотеке (НЭБ Елайбери) http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=409736
3. Живом журнале (ЖЖ) http://vapleshakov.livejournal.com
ВКонтакте (ВК) www.vk.com/vapleshakov
4. Международном интернет-сообществе исследователей феномена киберсоциализации на базе ВК http://vk.com/cybersocialization
5. Фейсбуке (ФБ) http://www.facebook.com/vladimir.pleshakov
6. Твиттере http://twitter.com/#!/vapleshakov
7. Смотрите видеозаписи выступлений на https://www.youtube.com/user/CupDuoHuC
8. Смотрите некоторые презентации на http://www.slideshare.net/vladimirpleshakov
9. Объединяемся на https://mpsu.academia.edu/VladimirPleshakov
10. и на Линкедин https://ru.linkedin.com/in/vapleshakov
11. и на Ресерчгейт https://www.researchgate.net/profile/Vladimir_Pleshakov
12. Смотрим друг на друга в Инстаграмм http://instagram.com/cup_duohuc
Пустовойтова Марина
Селфимания, кибербуллинг, шарентинг: новые вызовы киберпространства
1. Повсеместное распространение Интернета не только дает современному человеку широчайшие возможности работы с информацией, но ставит перед ним новые задачи, таит в себе новые угрозы и опасности. Сами того не замечая, мы оказываемся втянуты в массовый киберповеденческий флэшмоб.
2. Склонность к излишней открытости в киберпространстве приобретает совершенно причудливые формы: одни пользователи популярных фотосервисов фиксируют каждый момент своей жизни и публикуют сотни однотипных фотографий, другие – с упоением за этим следят. Самооценка определяется количеством «лайков», жизнь подчиняется конкурентной борьбе и попыткам быть в тренде. Современные риски Интернетопользования выводят на первый план такие феномены как: киберэксбиционизм и кибервуайеризм.
3. Все большее распространение в рунете получают сегодня такие явления как селфимания, кибербуллинг и шарентинг.
3. Селфимания – патологическое стремление к фотографированию себя и выкладыванию фото в социальные сети. Американские психиатры причисляют селфиманию к психическим расстройствам обсессивно-компульсивного ряда, для которых характерно навязчивое желание совершать те или иные действия. Вместе с тем, селфимании свойственны черты и истероидного психотического расстройства, выражающиеся в постоянном стремлении к признанию со стороны окружающих и деятельности, позволяющей находиться в центре внимания; чрезмерной озабоченности физической привлекательностью (МКБ-10). Несмотря на эпидемию селфи, которая захватывает социальные сети Интернета, отечественные специалисты пока не склонны рассматривать это явление с точки зрения патологии.
4. Кибербуллинг складывается из английского bullying (от bully — драчун, задира, грубиян, насильник) и cyber (приставка, в настоящий момент cвязанная с компьютерными, цифровыми и т.п. технологиями и, в особенности, со всемирной глобальной сетью Интернет). Означает кибербуллинг хулиганство и преследование в Сети с использованием сообщений, изображений, аудио- и видеофайлов оскорбительного характера, а также с целью клеветы, запугивания, угрозы. Как и в повседневной жизни, инициаторами кибербуллинга обычно становятся неуверенные в себе, закомплексованные люди, которые не могут самоутвердиться никаким другим способом, кроме мнимого превосходства над более слабым соперником. Основное распространение явление кибербуллинга имеет в подростковой среде. Поэтому чрезвычайно важно уделять особое внимание киберсоциализации подрастающего поколения.
5. Oversharenting или просто sharenting – это новая тенденция, широко распространенная на Западе и получающая развитие у нас в стране. Впервые этот термин был применен в статье Steven Leckart в статье The Wall Street Journal "The Facebook-Free Baby" и описывал тягу родителей к чрезмерному размещению в социальных сетях фотографий своих детей. При этом автор добавляет, что есть большая разница между тем, чтобы разместить фотографию вашего ребенка, только что научившегося ползать или сидеть, и тенденцией размещать фото каждого момента детской жизни, включая грязные подгузники и прочие не самые эстетичные подробности. Не признавая за ребенком право на личное пространство, такие родители не задумываются об отдаленных последствиях такой открытости.
6. Придерживаясь принципов диалектики, мы рассматриваем вышеназванные явления как крайне негативные формы удовлетворения изначально нейтральных потребностей (во внимании, в признании, самопознании, самоутверждении и т.п.), спровоцированные низкой культурой поведения в киберпространстве.
7. Рассматривая киберсоциализацию человека как «процесс качественных изменений структуры самосознания личности и мотивационно-потребностной сферы индивидуума, происходящий под влиянием и в результате использования человеком современных информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых, мультимедиа и интернет- технологий в контексте усвоения и воспроизводства им культуры в рамках персональной жизнедеятельности» (Плешаков В.А.), мы заявляем о необходимости качественного информационно-консультационного сопровождения пользователей киберпространства всех возрастов для достижения целей безопасной, успешной и мобильной киберсоциализации.
Обидина Татьяна

ФГБОУ ВПО "Московский педагогический государственный университет"

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЮНОШЕСТВА
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ И КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИЯ ЮНОШЕСТВА
Татьяна Валентиновна Обидина
ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

1. В современном мире формирование личности неразрывно связано с процессом киберсоциализации, поскольку дети, подростки и молодежь особенно вовлечены в этот процесс.
Перед наукой встает вопрос, что больше оказывает влияние: киберсоциализация на формирование личности подрастающих поколений или личностные особенности оказывают влияние на поведение в киберпространстве.
2. В разные времена психологи указывали на то, что скорее личностные особенности человека влияют на то, каким образом он использует различные средства, чем эти средства оказывают влияние на формирование личности.
Однако, по нашему мнению, и интернет-среда оказывает влияние на формирование личности, поскольку начиная с подросткового возраста (а иногда и раньше), на человека оказывает влияние не только система отношений, складывающаяся в условиях реальной жизнедеятельности, но и в интернет-среде.
3. Так, формированию идентичности способствует осуществляемая в киберпространстве познавательная деятельность, благодаря которой подрастающие поколения имеют возможность получать информацию о различных сферах человеческой жизнедеятельности [2].
4. Процесс формирования идентичности невозможен без рефлексии, развитие которой возможно теперь не только средствами, доступными в контексте жизнедеятельности в реальности материальной предметной действительности, но и в символьной реальности киберпространства, в частности, посредством использования «рефлексивных возможностей» Интернета [4]. В юношеском возрасте развитию рефлексии способствуют блоги и онлайн-дневники, которые ведут пользователи в Сети. Киберкоммуникация дает возможность узнать, почувствовать отношение представителей различных сообществ к себе, благодаря комментариям, вопросам, отметкам «нравится», игнорированию и т.п. Развитию рефлексии также способствует возможность планирования, продумывания буквально каждого слова в процессе киберкоммуникации, благодаря допустимости отсрочить ответ во времени.
5. Кроме того, в процессе киберсоциализации человеком создается Кибер-альтер-эго [3, С. 24] как воплощение своей личности в киберпространстве.
Кибер-альтер-эго,  как правило, отличается от образа «Я в реальной жизнедеятельности» в той или иной степени. У одних людей это может быть связано с осознанным или бессознательным стремлением приблизиться к идеальному образу «Я» в процессе киберкоммуникации, другие, пользуясь возможной в интернет-среде анонимностью, наоборот, демонстрируют в процессе общения посредством Интернета деструктивное поведение, которое не позволяют себе в реальной жизнедеятельности. Следует также отметить, что сетевая идентичность не тождественна реальной из-за невозможности самопрезентации в Интернете в той полноте, в какой можно это сделать в реальной жизнедеятельности, и отличия способа переживания себя в Интернете от реального образа Я [1].
6. Таким образом, формирование личности и  киберсоциализация являются взаимосвязанными процессами, а потому считаем необходимым психолого-педагогическое сопровождение процессов вхождения и пребывания подрастающих поколений в интернет-среде киберпространства.

Список литературы:
1.    Жичкина А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста: дисс… канд. психол. наук. – М., 2003. – 199 с.
2.    Обидина Т. В. Эго-идентичность и киберсоциализация молодежи. Монография / под ред. В.А. Плешакова. – Saarbruecken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013 – 92 с. – С. 9.
3.    Плешаков В.А. Теория киберсоциализации человека. Монография / Под общ. ред. чл.-корр. РАО, д.п.н., проф. А.В. Мудрика. – М.: МПГУ; «Homo Cyberus», 2011. –– 400 с.
4.    Плешаков В.А., Обидина Т.В. Развитие рефлексии в процессе киберсоциализации юношества // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 1559.
5.    Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. – 344 с.